Был ли у Аскольда и Дира советник Житомир, чем племя житичей отличалось от прочих древлян и связана ли история возникновения города с татарами? Узнаём, что рассказывают легенды об основании Житомира и его названии.
Самую красивую легенду о происхождении города записал в XIX веке историк и священник Николай Трипольский. Она связана с княжеским дружинником по имени Житомир, который якобы отказался присягнуть новому киевскому князю Олегу после убийства Аскольда и Дира. По другой версии легенды, Житомир был не просто рядовым воином, а опытным советником свергнутых князей.
Бывший дружинник пришёл на житомирские земли в 884-м и основал здесь поселение, из которого вырос одноимённый город. В записанной Трипольским легенде упоминается, что Житомир был новгородцем.
Но подтверждения того, что дружинник или советник Житомир — реально существовавшее историческое лицо, в летописях нет. Будучи новгородцем, он скорее бы поддержал Олега Вещего (он же Хельги), который пришёл в Киев восстановить законную власть Рюриковичей именно из Новгорода.
Аскольд и Дир были всего лишь боярами Рюрика (в “Повести временных лет” подчёркивается, что они не состояли в кровном родстве с конунгом), Олег — опекуном малолетнего сына Рюрика Ингвара (Игоря). Скорее всего, Дир и Аскольд силой захватили власть над полянами, включая законных наследников Кия, Щека и Хорива. Если Житомир действительно был принципиально честным человеком и при этом советником, а значит, сведущим в русском и варяжском законодательстве, он вряд ли наивно верил бы в легитимность правления Аскольда и Дира.
Устранение узурпаторов княжеской власти оружием тоже едва ли возмутило бы Житомира само по себе: в раннем Средневековье оно было в порядке вещей. А вот если легенду о Житомире сочинили в более поздние и гуманные века, становится яснее, почему её герой резко восстаёт против князя-убийцы и не может ему служить.
Читайте также: Княгиня Ольга: «железная леди» Киевской Руси.
По мнению чешского историка XIX века Павла Шафарика, предки коренных житомирцев были целым отдельным племенем и назывались житичами. Они входили в древлянский союз, но отличались от большей части древлян образом жизни.
Если живущие в лесах древляне обычно промышляли сбором и охотой, то житичи занимались земледелием, за что и получили своё название. В “мире житичей” выращивали в основном жито и ячмень. В самом центре городища стояли мельницы, что было роскошью в то время для русского поселения.
Отношения с киевским престолом у житичей сложились немногим лучше, чем у их союзников из стольного Искоростеня. Хотя большую часть времени они придерживались вполне мирных настроений. Существует версия, что название “Житомир” происходит от “животномир”, то есть “жизнь в мире”. Житичи не были воинственным племенем и, как правило, не нарушали мир первыми.
В Ипатьевской летописи говорится о том, что жители поселений на месте современного Житомира вместе с другими древлянами восстали против Киева из-за непомерной дани в 945-м. Восстание было подавлено, житичи сильно пострадали и вынуждены были присоединиться к Киевской Руси против своей воли. А спустя семь веков, в 1668-м, Житомир становится главным стратегическим городом Киевского воеводства. Ирония судьбы…
Читайте также: История Кирилловской церкви: древняя святыня на Дорогожичах с фресками Врубеля.
Достоверной информации о происхождении города не так много: впервые его упомянули в “Повести временных лет” в 1240-м, в описании похода хана Батыя на Русь. Известно, что татаро-монголы дотла жгли Житомир как минимум четыре раза: в 1240-м, 1287-м, 1399-м и 1467-м. А в целом жители степей из различных тюркских народов грабили город около 80 раз. При этом некоторые историки, к примеру, Александра Ефименко и Георгий Мокрицкий, были уверены: татары вполне могут оказаться не только разрушителями, но и основателями Житомира.
Александра Ефименко, первая женщина-доктор исторических наук в Российской империи, писала в своих “Очерках истории Правобережной Украины” о Болоховской земле недалеко от Житомира, на реке Тетерев. Болоховцы состояли в историческом родстве с половцами, были союзниками татар и даже частично с ними ассимилировались.
Георгий Мокрицкий, почётный член Всеукраинского союза краеведов, развивал болоховскую теорию дальше и находил в русскоязычных источниках упоминание о некоем Жидомире. Жидомир был боярином татарского происхождения или даже мурзой. Он также мог иметь отношение к основанию и названию Житомира. Допускают, что история города ещё более древняя, и его основали как северный форпост Хазарского каганата — того самого, с которым воевал Вещий Олег.
К “татарским” легендам о Житомире возникают серьёзные вопросы. Например, почему город в таком случае был сожжён столько раз, если Болоховские земли татары обычно не трогали. С другой стороны, мурза Жидомир более достоверен как исторический персонаж по сравнению с бывшим советником Аскольда и Дира, который смог увести из захваченного Олегом Киева целое войско и построить поселение на скале над слиянием Лесной Каменки и Тетерева….
Виктория Паздрий