История житомирских католиков насчитывает около 700 лет. Она связана с орденами доминиканцев, иезуитов и салезиан. Среди бывших епископов Киево-Житомирского диоцеза (епархии) есть канонизированные римо-католической церковью святые. В конце XVIII века, вплоть до 1795 года, на территории нынешней Житомирской области действовало 365 греко-католических приходов. Благодаря чему ещё Житомирщину считают самым католическим регионом Украины?
Историки связывают распространение католичества в Житомире и его окрестностях с захватом города Гедимином в 1320-м. Великий литовский князь симпатизировал западному христианству. Хотя личные отношения Гедимина с папским престолом были весьма непростыми. Он сперва собирался принять католицизм, но затем отказал легатам римского епископа под давлением литовской знати.
Сохранились письма “короля литвинов и русинов” папе Иоанну XXII. В них Гедимин приглашал на завоёванную им территорию Руси не только аристократию, купцов, ремесленников, но также священников и монахов из различных орденов. Особенно тесным было общение князя с францисканцами и доминиканцами.
“Псы Господни”, как называют себя члены ордена святого Доминика де Гусмана, откликнулись на приглашение Гедимина. Хотя первый доминиканский монастырь появился намного раньше в Луцке, примерно в 20-х годах XIII века, время активной миссии наступило именно сейчас.
Основной миссией ордена Доминика с самого начала была и остаётся просветительская деятельность, образование, развитие науки. В Любаре на Житомирщине с конца XVIII века до 1918 года хранилась самая крупная доминиканская библиотека на Волыни. Она включала в себя более 1400 томов книг.
Не каждая христианская епархия может похвастаться тем, что её возглавляли святые. В истории Киево-Житомирской диоцезии таких архиепископов было несколько. Они прибыли на Русь ещё до Гедимина и даже до раскола христианства на православие и католичество в 1054-м.
В 60-х годах X века во главе диоцеза стоял один из самых известных германских просветителей и миссионеров, Адальберт Магдебургский (Трирский). Его прислал по просьбе княгини Ольги император Оттон І. Преемника Адальберта Бонифация, бывшего главой христиан Руси с 977 по 979 год, также канонизировали.
Ещё один неординарный западный подвижник, который считается епископом Киево-Житомирского диоцеза, — святой Бруно. Урождённый граф Кверфуртский принял постриг в бенедиктинской обители в возрасте около 23 лет, а в 33 уже стал архиепископом. На Русь Бруно Кверфуртский прибыл по приглашению Владимира Великого. Интересно, что во время своего путешествия по русским землям епископ крестил не только славян, но и печенегов.
Читайте также: Остались только фотографии: семь утраченных храмов Харькова.
Если доминиканцы и бенедиктинцы прежних времён сделали для житомирских католиков немало, то с иезуитами дело обстоит сложнее. Иезуитский монастырь появился в Житомире в 1724-м. Эту дату указывает историк города Тит Вержбицкий, живший в XIX веке. В своём “Кратком описании города Житомира” он без церемоний называет приезд иезуитов в город “вторжением”.
Иезуиты известны в католическом мире многими интригами и двусмысленными делами. Но жители Житомира невзлюбили их отнюдь не за это. Дело в том, что, имея множество мастерских и активно занимаясь торговлей, монахи пользовались папскими льготами и не платили никакие налоги в казну города. Когда после упразднения ордена в 1773-м они превратились из иезуитов в поиезутов, ситуация не изменилась.
Горожане постоянно жаловались на поиезуитских дельцов в Ассесорский суд, а Житомирский магистрат в 1789-м обратился с просьбой “приструнить” их в Коронный суд Речи Посполитой.
Житомирские поиезуиты потеряли свои богатства, но жёстче всего городские власти поступили с самой их обителью. Кельи, где раньше жили и молились польские иноки, стали камерами городской тюрьмы.
В современном Житомире можно встретить монахов и мирян из различных католических орденов. Но самые известные, наверное, салезианцы. Именно они в 1994-м открыли в городе частную школу “Всесвіт”, где используются европейские методики обучения.
Правда, сперва эта школа называлась “украино-итальянской”, а салезианской официально стала только 24 января 2020 года. Но с самого момента основания её финансируют в основном католические меценаты из Италии.
Салезиане — последователи известного итальянца Джованни Боско, священника и педагога, Орден назван в честь святого Франциска Сальского, но основан именно доном Боско в 1859-м. Джованни Боско называли “священником молодёжи”. Его адепты продолжают миссию просвещения и заботы о католических школьниках, включая житомирских.
Читайте также: Самые интересные неправославные храмы Киева.
Костёл святой Софии на Замковой площади, 2 сочетает в себе черты барокко, ренессанса и классицизма. Он построен в 1746-м, а реконструкцией храма в начале XX века занимался Владислав Домбровский — один из тех, кто принёс в украинскую архитектуру модерн.
Самой красивой частью костёла святой Софии в Житомире справедливо считается барельеф Юлиуша Зарембского. Умерший совсем молодым польский композитор завещал похоронить в соборе своё сердце. Интересно смотрится и необычная трёхъярусная колокольня, подчёркивающая эклектику церкви.
Костёл святого Иоанна из Дукли на Киевской, 4 — памятник архитектуры национального значения и часть культурного наследия Житомира. Он возведён францисканцами-обсервантами, или бернардинами, одним из которых и был покровитель храма при земной жизни.
С 1761 до 1844 года в Житомире действовал бернардинский монастырь. Легенда гласит, что в стенах этой обители скрывался вождь Колиивщины Иван Гонта. Как пишет краевед Борис Дубман, монастырь был настоящей крепостью в битвах россиян и польских конфедератов. А теперь от него остался только скромный древний костёл в неоклассическом стиле.
Костёл святой Варвары в Бердичеве прославился тем, что здесь в 1850 году венчались Оноре де Бальзак и Эвелина Ганска. Хотя изначально их свадьба должна была состояться в Житомире.
Храм в стиле барокко, построенный в 1826 году, стал подарком Житомирщине от династии князей Радзивиллов. На церковном органе в костёле святой Варвары когда-то играл юный Фредерик Шопен.
К сожалению, славное прошлое не спасло бердичевскую церковь от кощунства в советское время. Атеистические власти превратили её в спортзал. Но теперь храм на улице Европейской, 25 в самом сердце Бердичева снова действует. История вернула всё на свои места.
Виктория Паздрий